Среда, 23.10.2019, 12:47
Приветствую Вас, Гость | RSS


 КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ?

 

Неверно и представление о том, что где-то существует безопасный Интернет. Надо помнить, что большинство ресурсов создается с коммерческой целью, и здесь реализуются чьи-то цели. 

Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель, дома – родители. В Интернете есть ресурсы, которые наносят вред подрастающему поколению. И это очень серьезная проблема. В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Безопасный доступ к Интернету можно обеспечивать разными способами: путем фильтрации, законодательного регулирования, саморегулирования интернет-индустрии и т.п. Наиболее эффективный способ – контроль со стороны семьи. 

Сохранение нравственности, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны важнейшими объектами национальной безопасности России. Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ введен запрет на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления (статья 14 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). 

Международное право закрепляет специальные стандарты оборота разных видов информации и ограничения на их распространение среди несовершеннолетних (Всеобщая декларация прав человека (п.2 ст. ст. 29), Международный пакт «О гражданских и политических правах» (п. 3 ст. 19 и ст. 20), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10), Конвенция о правах ребенка (ст. 13, 17), Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве, о трансграничном телевидении, о правонарушениях в сфере электронной информации, Директивой о вещании ЕЭС). Ребенком считается человек, которому еще нет восемнадцати лет, поэтому, в интересах информационной безопасности детей применяются не только возрастные ограничения, но и цензурные. Существующие школьные фильтрующие программы и настройка броузера отсекает от пользователя примерно 80% сайтов, считая их содержащими нежелательную информацию для подростков. Остальные 20% могут быть достигнуты за счет добровольного самоограничения и контроля взрослых. Ограничение эскалации неограниченной демонстрации и публикаций на темы секса и насилия - обеспечение национальной безопасности в области информации. Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Но фильтры могут только помочь в блокировании некоторых нежелательных материалов, они не могут полностью решить проблему. Выражения ненависти, встречающиеся в Интернете, часто принимают мягкие формы и не всегда распознаются фильтрами. Поэтому важно поддерживать доверительные отношения  родителей и детей. Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете: 

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. 

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. 

• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. 

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. 

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. 

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям. 

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям. 

 

Родителям

 

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»

 

Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», и направлен на урегулирование общественных отношений по поводу охраны и защиты здоровья и нормального развития детей, их прав и законных интересов при обороте информации, наносящей вред. Он исходит из норм Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, гарантирующих свободу слова, творчества и массовой информации, а также приоритета охраны прав и законных интересов ребенка, включая право ребенка на информацию, учитывая традиции и культурные ценности России, устанавливает правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от вредной для них информации. 

Необходимость принятия такого специального федерального закона вызвана отсутствием достаточной правовой базы для разрешения этой важнейшей проблемы. До сих пор государством не обеспечивается охрана публично-правовых интересов несовершеннолетних, которые остаются беззащитными перед деструктивным информационным воздействием, коммерческими формами сексуальной и криминальной эксплуатации детей с использованием СМИ и телекоммуникационных сетей. Широко пропагандируются насилие и жестокость, эротика и порнография, потребление наркотиков, популяризируется антиобщественное и преступное поведение, в сознание детей внедряются нормы и ценности маргинальной и криминальной среды. Тем самым создаются социально-психологические предпосылки нарастания процессов виктимизации и криминализации несовершеннолетних, использования последних дельцами масс-медиа, нарко-, секс- и порнобизнеса в целях извлечения прибыли, а представителями криминальной среды — для совершения преступлений. Бесконтрольно внедряются в информационное пространство России законодательно неурегулированные новые современные средства связи, в том числе Интернет, а также электронные игры, существенно расширяющие масштабы распространения информации, способной оказывать на детей и подростков растлевающее и психотравмирующее воздействие, побуждать их к агрессивному, жестокому или иным формам девиантного поведения, способствовать превращению их в жертв разных видов эксплуатации, секс-туризма, детского порнобизнеса, торговли детьми и других опасных преступлений, нередко приобретающих транснациональный характер. Не случайно предупреждение пропаганды насилия, жестокости и сексуальной распущенности в СМИ признано одним из важных направлений борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности в решении совместного заседания коллегий МВД и Генеральной прокуратуры России, состоявшегося в июне 2002 г. Законопроект сосредоточивает все запреты на оборот информационной продукции, уже закрепленные в ряде федеральных законов (запрет пропаганды культа насилия и жестокости, порнографии, потребления наркотических средств и психотропных веществ и пр.). Наряду с этим им предусмотрены специальные ограничения для распространения среди неограниченного круга лиц в доступное для детей время и в доступной для них форме информационной продукции: демонстрирующей насилие или жестокость; дискредитирующей семью и родителей; устрашающего характера; провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам; провоцирующей детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья; провоцирующей детей к антиобщественному поведению; содержащей ненормативную лексику; криминогенного характера; эротического и порнографического характера; иной информации, способной причинить явный вред здоровью и развитию детей . Законопроект устанавливает возрастные ограничения для распространения перечисленных видов информационной продукции, независимо от способа ее фиксации: на любых видах печатных, кино- аудио- или видеоносителей, в СМИ, на компьютерных информационных носителях, а также для оборота рекламной информации и информации, распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий, игр и игрушек. Указанные ограничения в соответствии с вводимой законопроектом возрастной классификацией подлежат применению любыми физическими и юридическими лицами, занятыми оборотом информационной продукции на территории России. Правомерность введения таких ограничений закреплена общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе установленными: Всеобщей декларацией прав человека (п.2 ст. ст. 29), Международным пактом «О гражданских и политических правах» (п. 3 ст. 19 и ст. 20), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10), Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 10), Конвенцией о правах ребенка (ст. 13, 17), Европейскими конвенциями: о совместном кинопроизводстве, о трансграничном телевидении, о правонарушениях в сфере электронной информации, Директивой о вещании ЕЭС. Международно-правовые акты рекомендательного характера закрепляют конкретные меры защиты детей от вредной информации: Модельный Закон СНГ «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» (ст. 15), Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты, а также Рекомендации Комитета Министров Совета Европы № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г., № R (97)19 о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г., № R (91) 11 и Rec (2001) 16 относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации и др. 

Легитимность осуществления защиты здоровья и нравственности детей от неблагоприятного воздействия средств массовой информации, кино- видеофильмов, в том числе посредством установления государствами предварительного контроля и классификации информационной продукции, признается Европейским Судом по правам человека. Одной из целей законодательства ЕСПЧ провозглашает предоставление защиты уязвимым членам общества, таким как юные, признав, что защита прав и свобод других, в том числе свободы слова, отступает на второй план, когда этого требуют интересы защиты нравственных интересов и благополучия конкретных лиц или категорий лиц, которые нуждаются в специальной охране по таким причинам, как недостаток зрелости или состояние зависимости (Решение ЕСПЧ от 7 декабря 1976 года , series A No 24, параграфы 48-49; DUDGEON judgment of the European Court of Human Rights of 22 October 1981). По ряду дел им подчеркивалось, что всякий, кто пользуется свободой слова, берет на себя «обязанности и ответственность», а государства вправе принимать меры против распространения информации и идей, которые несовместимы с уважением прав и свобод других лиц (решения ЕСПЧ: Институт Отто-Премингер (Otto-Preminger-Institut) против Австрии (Страсбург, 20 сентября 1994 года), Йерсилд (Jersild) против Дании (Страсбург, 23 сентября 1994 года), Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства (Страсбург, 25 ноября 1996 года). Названные международно-правовые нормы в целом отражены в законодательстве Российской Федерации (в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», Основах законодательства РФ о культуре, ст. 16, 16.1 и 20 Федерального закона «О рекламе», в Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ и др.), но при этом носят фрагментарный, юридически нечеткий и декларативный характер, не содержат должной правовой регламентацией обязанностей, механизмов контроля их соблюдения и адекватных мер ответственности за их нарушение. В четырнадцати субъектах Российской Федерации уже действуют законодательные и подзаконные нормативные акты о защите общественной нравственности, содержащие нормы, направленные на охрану интересов детей в сфере оборота информации, а в четырех из них (Республике Алтай, Краснодарском крае, Тюменской и Камчатской областях) — специальные законы о защите нравственности и здоровья детей. 

Представленный законопроект позволяет максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования используемых в законодательстве терминов, касающихся информационной безопасности детей , посредством закрепления четких юридических определений понятий пропаганды, демонстрации насилия и жестокости, ненормативной лексики, информации порнографического и эротического характера, детской порнографии и пр. 

В основу законопроекта положен комплексный подход к защите детей от вредной информации, предусматривающий: а) охват сферой действия названного законопроекта всех видов информационной продукции; б) регулирование на законодательном уровне требований к содержанию и порядку оборота информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних; в) установление мер контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о защите детей от вредной информации и мер юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной) для должностных, юридических и физических лиц, виновных в нарушении таких требований; г) одновременное внесение, помимо данного законодательного акта, пакета поправок к ряду действующих федеральных законов в целях их приведения в соответствие с международными стандартами, создания комплекса правовых гарантий информационной безопасности детей , восполнение пробельности действующего законодательства. 

Законопроект предусматривает правовые механизмы, позволяющие применять на практике предусмотренные им меры охраны и защиты детей от вредной для них информации: с учетом зарубежного опыта вводит возрастную классификацию информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей (выделяются 5 возрастных категорий информационной продукции: «Универсальная», «С 6-ти лет в присутствии родителей», «С 12-ти лет», «С 16-ти лет», «С 18-ти лет»), а в соответствии с ней — различные (по объему возрастных ограничений) требования к содержанию информационной продукции, разрешенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних. Тем самым реализуется дифференцированный подход в обеспечении информационных прав и свобод детей в зависимости от их возраста и вида информационной продукции. Устанавливается различный правовой режим оборота среди неограниченного круга лиц информационной продукции, содержащей информацию, вообще запрещенную для распространения федеральным законодательством, а также ограниченную для распространения среди несовершеннолетних настоящим законопроектом. Вводятся временные ограничения в трансляции «взрослых» передач в доступное для детей время вещания — период с 7 до 22 часов по местному времени, что позволяет соблюдать конституционные права и свободы взрослых лиц (свободу слова, творчества и массовой информации), обеспечивая при этом приоритет охраны прав и законных интересов ребенка . Законопроектом регулируется порядок распространения среди несовершеннолетних разных видов информационной продукции, способной нанести вред их здоровью и развитию, посредством регламентации мест ее реализации и предъявления специальных требований к ее оформлению. 

Некоторые из реализуемых законопроектом подходов уже закреплены отечественным законодательством, но лишь применительно к отдельным видам информационной продукции и только на ведомственном, подзаконном нормативном уровне (см. Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. Приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. №192). Аналогичные предлагаемым законопроектом правовые ограничения свободы слова и массовой информации установлены законодательством большинства ведущих стран Запада (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.). В них предусмотрены существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие», гарантируется приоритетность права детей на информационную безопасность перед правами и свободами взрослых лиц: предусмотрена экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей ; введены возрастные классификации такой продукции и «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых передач»; ведутся реестры вредной информационной продукции; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от такой информации; установлены строгие меры ответственности, вплоть до уголовной, за незаконный оборот информационной продукции, демонстрирующей и(или) пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, иные виды антиобщественного поведения, содержащей непристойную, дезориентирующую в сексуально-этическом плане информацию и др. 

В ряде республик бывшего СССР (в Грузии, Литве, Латвии, Армении, на Украине) в конце XX — начале XXI вв. приняты законы, защищающие детей от вредного информационного воздействия. Закон Литовской Республики «О защите несовершеннолетних от негативного воздействия публичной информации» (2002 г.) «запрещает разглашать или распространять информацию, которая может повредить физическому, психическому или нравственному развитию несовершеннолетнего, особенно порнографию и (или) сцены насилия». Им ограничиваются: распространение изображения физического или психического насилия; демонстрация тела умершего или жестоко убитого человека; информация эротического характера: возбуждение полового влечения, демонстрацию полового акта, его имитации или другого сексуального удовлетворения, половых органов, сексуальных принадлежностей; информация, вызывающая страх или ужас; благосклонная оценка зависимости от наркотиков, психотропных веществ, табака или алкоголя, побуждающая их употреблять, изготавливать, распространять или приобретать; поощрение причинения себе увечий или самоубийства; положительная оценка преступной деятельности и идеализацию преступников; информация, связанная с моделированием преступной деятельности; частое употребление нецензурных выражений, слов и жестов и др. Такую информацию можно передавать лишь в местах, «куда несовершеннолетние не могут попасть и (или) в такое время, когда они не могут ею воспользоваться, либо же когда используются специальные технические устройства, позволяющие людям, ответственным за воспитание и присмотр за несовершеннолетними, ограничить доступ последних к этой информации». Программы, содержащие указанную информацию, открыто могут передаваться только с 23 до 6 часов утра, а в промежуток от 23 до 6 часов, трансляция «опасной» информации должна предваряться специальным предупреждением. Ограничения касаются также рекламы, саморекламы, анонсов, товарных знаков